При построении развивающей предметно-пространственной среды учитываются принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Принцип насыщенности: реализуется через подбор игр, игрушек, книг и материалов для детского развития в соответствии с возрастными возможностями и интересами воспитанников, познавательной тематикой, ведущим видом детской деятельности на том или ином этапе дошкольного детства. В группах в достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретённые, настольно-печатные игры, пазлы, конструкторы. Есть атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр: для девочек – «Парикмахерская», «Семья», «Магазин», «Больница», для мальчиков – «Гараж», «Строители», «Безопасная дорога».
Принцип трансформируемости: помещение группы педагог делит по центрам детской активности, на учебную, активную, спокойную части. Для разделения пространства используются следующие маркеры: детская мебель (стульчики), спортивный инвентарь, ковровые дорожки, крупногабаритный конструктор.
Принцип полифункциональности: игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупногабаритный конструктор в групповом помещении используется, как для конструктивной деятельности, так и в качестве маркеров пространства во время проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр. Напольный ковёр «Дорожное движение», с имеющимся комплектом транспорта, используется для ознакомления детей с правилами дорожного движения во время непосредственно-образовательной деятельности, а также для проведения дидактических игр по данной теме и в самостоятельной игровой деятельности.
Принцип вариативности: в группе имеется (без жесткого закрепления) пространство для настольно-печатных, сюжетно-ролевых, конструирования, чтения, занятий художественным творчеством. В свободном доступе имеются разнообразные игры, игрушки, материалы для творчества, альбомы, книги, репродукции картин. Изменения вносятся в зависимости от темы недели, праздника, события, интереса воспитанников.
Принцип безопасности: рабочая зона расположена таким образом, чтобы свет попадал с левой стороны. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СаНПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, соответствует возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются новыми. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.
Пространство групп трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.